С каждым годом в ВУЗы России поступает все больше студентов из других стран и даже континентов. Вот только русский язык для того, чтобы на нем обучаться или хотя бы общаться на бытовом уровне, знают далеко не все. То же самое можно сказать и об английском, то есть учиться в англоязычных группах многие приезжие также не могут. Возникает острая необходимость в обучение приезжающих абитуриентов русскому языку.
Чтобы повысить эффективность обучения и сократить его сроки в Российской Федерации была придумана особенная методика изучения русского языка как иностранного или РКИ. Суть этого метода обучения в том, что все правила русского языка подаются не с точки зрения носителя, а в видении иностранца, уже успешно овладевшего русским языком. Это отличие от методики изучения языка в общеобразовательной школе отражено в многочисленных методических пособиях по РКИ.
Сегодня основное направление в обучение русскому языку как иностранному является коммуникативный метод. Его целью является обучение приезжающих в страну решать различные вопросы, возникающие в ходе общения, используя иностранный, то есть русский язык. В результате учащиеся приобретают навыки свободного общения с носителями языка. Наибольшее время в изучении РКИ отведено именно свободному общению на различные темы, которые задает преподаватель. Он сам и участвует в обсуждении. Студент же во время всего занятия практически непрерывно включен в общение и активное взаимодействие с преподавателем.
В 1999 году были разработаны критерии, которые определяют уровень владения русским языком как иностранным. Их всего шесть – 4 сертифицированных, базовый и элементарный. Уровень владения русским языком как иностранным определяет поступление как иностранных, так и русских студентов на специальность «преподаватель русского языка».