История обучения экстерном в России разделилась на самостоятельное обучение до нового Закона и после него.
Итак, в условиях обучения экстерном ученик проходит учебный план самостоятельно, а в школе сдает аттестацию в установленном порядке. Как правило, на такой вид обучения переводились старшеклассники, чтобы иметь время на подготовку к вступительным экзаменам и посещение подготовительных занятий в ВУЗах.
Приблизительно с 2000 года университетские курсы подготовки для абитуриентов проводились два, а то и три раза в неделю, и совместить их с ежедневным посещением школы было тяжело. ЕГЭ явилось дополнительным стимулом для перехода учеников на экстернат. Оставляющие привычную форму школьного обучения занимались не только самостоятельно, но и по программе экстерната «интенсив», предполагающей, ускоренное освоение школьной программы.
А вот что предполагает новый закон РФ о формах образования. Формы обучения в школах следующие: очная, заочная и смешанная. Граждане РФ, согласно Закону об образовании 2012 года, могут обучаться вне учебного заведения в форме самообразования и семейного образования. То есть, как такового экстерната в РФ теперь не существует, хотя за родителями и детьми, по достижении 18 лет или получении основного общего образования, все также сохраняется право выбора формы обучения. В то же время дети на внешкольном обучении имеют право сдавать промежуточную и государственную аттестацию экстерном. То есть экстерны – это учащиеся, которых зачислили в учебное заведение только для прохождения аттестации. Теперь пользоваться библиотекой, посещать лабораторные и практические занятие экстерны могут только во время аттестации, а не в течение всего учебного года, что сильно ограничивает их возможности в эффективном изучении материалов программы.
Кроме того, документы, которые должны регламентировать семейное и самообразование, отсутствуют.